Основы техники гребли на каяке
Содержание
Среди всех активностей доступных человеку в наше время, походы на дальние расстояния и гребля вероятно одни из самых историчных занятий.
Возможностей погрести на разных плавсредствах у наших предков было в достатке. А учитывая тот факт, что большую часть обозримого прошлого именно водные просторы были основными транспортными путями, то умение грести скрыто в памяти прошлых поколений и отточено в веках. Возможно, именно эта память предков зовет нас к водной глади, а руки сами тянутся к веслу.
Один из самых доступных способов получить удовольствие от гребли это использование для этих целей одиночных и многоместных байдарок/каяков, каноэ и весельных прогулочных лодок. Самым заметным отличием данных водных средств, кроме их форм и габаритов, являются типы весел, которые к ним применимы.
Отличий в данных веслах можно найти много, но для простоты можно их описать так:
- Байдарочное весло это такое, у которого есть две лопатки с каждой стороны рукояти (шафта)
- Канойное это весло с одной лопаткой и Т-образной ручкой с другой стороны рукоятки (шафта)
Для прогулочных лодок часто используют распашные парные весла с креплением через подвижное соединение к борту (уключина).
В этот раз предлагаем рассмотреть основы техники гребли на байдарке или каяке. Каяк и байдарка по своей сути это два названия одного и того же типа плавсредства, которые пришли из разных языков и каждое более распространено в силу исторической привычки. Итак, каяк – это вытянутое плавсредство с низкой посадкой в форме стручка гороха или скорлупы семечки с открытой или чаще закрытой верхней частью корпуса.
Как сидеть и настроить посадку в каяке?
Сесть в каяк с закрытой верхней частью можно через специальное отверстие (кокпит), в результате чего нижняя часть тела гребца находится внутри лодки. В современных каяках ноги ставят на специальные упоры, которые, иногда выполняют роль педалей управления направления движения каяка (их не нужно крутить как на велосипеде, а нажимать в сторону нужного поворота). Сидение, установленное на днище каяка, необходимо отрегулировать таким образом, чтобы ноги уверенно касались упоров, и не затекали при условии, что поясница плотно прикасается к спинке сидения. После всех регулировок и подгонок спина должна быть ровной, не болеть и даже находится в комфорте в результате поддержки поясницы. В процессе выполнения гребков возможны раскачивания корпуса каякера вперед и назад до вертикального положения.
В случае наличия волнения на поверхности воды или порогов на пути движения все регулировки стоит проводить с учетом, что посадка должна быть с ногами согнутыми в коленях и разведенными по бортам под коленные упоры, если такие предусмотренные в конструкции данного каяка.
Стоит отметить, что умение правильно сидеть в каяке приходит с опытом и тренировками по каякингу. И тогда, научившись, ощущение контроля над лодкой станет очевидно заметнее.
Как держать весло?
Пришло время обратить внимание на весло. Как известно оно симметрично относительно средины рукоятки (шафта). Иногда лопатки имеют некоторый разворот, но это суть дела не меняет. О развороте лопаток мы поговорим ниже. Для правильного положения рук на весле можно среднюю часть весла, где расположен центр симметрии положить на макушку горизонтально, при этом обхватив рукоятку (шафт) всеми пальцами обеих рук как турник. После чего следует убедиться, что угол полученный изгибом рук в локтях приблизительно равен 90 градусов. Выполнив данное не сложное упражнение руки занимают предписанное положение на шафте весла, а расстояние от кисти рук до лопатки получается одинаковым и для правой и для левой стороны. Симметричность положения хвата весла важна для равномерности приложенного усилия и прямолинейного движения каяка. Небольшие неточности хвата компенсируются силой мышц спины и рук. Буквально после первой серии пробных гребков, хват можно уточнить.
Для того чтобы новая физическая нагрузка могла быть комфортной важно нагружать крупные мышцы спины в большей степени чем руки в соотношении 70/30 или даже 80/20.
Как сесть в каяк и как держать весло теоретически понятно. Перейдем непосредственно к самому движению с помощью весла – гребле на каяке.
Как правильно грести на каяке и байдарке
Гребля – это способ движения по воде, с использованием плавсредства, весел/весла и мускульной силы.
Виды применяемых гребков:
- Прямой вперед (гребок вдоль борта на себя слева и справа)
- Прямой назад (гребок вдоль борта от себя слева и справа)
- Дуговые гребки
- Подтягивающие гребки и с зацепом
- Подруливающие (весло используют как руль направления)
- Специальные (например: при выполнении эскимоского переворота, для возврата в вертикального положения из положения «оверкиль»/дном вверх.
Фазы гребка:
- Занос весла (острой кромкой весла вперед)
- Вход весла в воду (острой кромкой весла вниз)
- Протяжка (движение в воде всей плоскостью лопатки)
- Вывод весла из воды (острой кромкой весла ВВЕРХ)
Стоит обратить внимание на специфичность гребли в зависимости от разворота весла. Если лопатки весла не расположены в одной плоскости, а имеют некоторый «разворот»/угол между плоскостями, то это весло называют левым или правым. В зависимости от этого одна рука держит весло крепко, а в другой руке весло проворачивается так чтоб лопатка входила в воду острой кромкой, а давление весла на воду происходило всей лопаткой весла перпендикулярно её плоскости.
Зачем так сложно? Обратите внимание что в процессе движения жестко зафиксированной лопатки в воде вторая лопатка режет воздух ребром/острой кромкой, что уменьшает сопротивление о воздух(на больших расстояниях это важно).
Умение грести веслом с разворотом нарабатывается довольно быстро, поскольку это более физиологично исходя из анатомических особенностей верхних конечностей. Удивительно, но после гребли веслом с разворотом переход к веслу без разворота возможен, но такой способ покажется уже неудобным.
Гребля байдарочным веслом осуществляется поочерёдно левой и правой лопаткой. Желательно без пропуска очередности. Гребля с одной стороны – это для гребли на каноэ.
Как правило, для начала достаточно ознакомиться с прямым гребком вперед и назад. При выполнении гребка вперед в фазе «занос весла» необходимо немного наклонится вперёд, чтоб в процессе подтягивания воды к себе спина занимала снова вертикальное положение.
При выполнении гребка назад в фазе «занос весла» вместе с веслом отклоняется каякер несколько назад и в процессе протяжки снова занимает вертикальное положение. «Вывод весла из воды» в каждом случае эффективно делать в районе оси тазобедренного сустава.
Управление байдаркой и каяком с помощью весла
Как управлять каяком, чтобы развернуться? Комбинация гребков вперед и назад позволяет выполнять разворот практически на месте. Рассмотрим разворот каяка вправо на месте. В таком случае гребки чередуют, слева выполняют гребки вперед («тянут» воду на себя), а справа – гребки назад («толкают» воду от себя). Зеркально выполняются движения при развороте влево. Так же в развороте эффективнее использовать дуговые гребки, а не прямые.
Дуговой гребок отличается от прямого траекторией движения: по дуге. При дуговом гребке «Вход весла в воду» происходит так же ближе к носу каяка, траектория не по прямой, а по дуге в сторону от каяка, «вывод весла из воды» на линии тазобедренных суставов.
Так же разворот можно выполнять в движении просто регулируя силу гребка с каждой стороны. Например, плавный разворот вправо: большее усилие при гребке слева, при этом, не пропуская, гребки справа без усилия. Такой способ позволяет не терять скорость движения.
В гребле, как и в ходьбе, очень важно выбрать свой ритм. Именно количество гребков в единицу времени в большей степени, чем усилие создаваемое веслом определяет ускорение и скорость движения каяка. Правильная техника гребли на каяке позволяет достичь лучшего результата при меньших затратах сил гребца.
Крен и торможение на воде
Отдельной важной темой в управлении каяком является удержание кренов/наклонов лодки. Устанавливать и удерживать крен на каяке гребцу позволяют мышцы пресса. Крен очень влияет на качество управления каяком. Тема кренов на каяке более знакома тем, кто катается на лыжах или сноуборде. Загружая одну сторону каяка, увеличивается пятно контакта с водой, что приводит к изменению обтекаемости каяка и увеличению трения о воду с нужной стороны.
Очень часто новички не понимая влияния крена на направление движения каяка, в попытке сосредоточится на выполнении правильных гребков неосознанно «загружают» противоположную сторону каяка и как итог плывут на каяке в противоположную сторону от направления задуманного движения.
Уменьшенное трение о воду и хорошие ходовые качества: удлинение (соотношение длинны каяка к ширине), плавность обводов и гладкая поверхность каяка позволяют развивать на каяке приличную скорость, используя мышечную силу. Для полноценного умения управлять каяком, нужно освоить способы эту скорость потерять в нужный момент и лодку остановить.
Очевидно, что если движение осуществляется с помощью мышечной силы, то и остановить каяк можно просто перестав грести. В целом это так. Но масса каяка и каякера имеют свойство инерции. Так же выходя на воду стоит не забывать что вода не всегда неподвижна как спокойном пруду, а имеет свойство двигаться (течения, волны). Ввиду малого трения о воду каяк может сносить ветром.
Так что несколько гребков в противоположную сторону от нежелательного движения могут помочь остановится. Так же можно погасить скорость повернув каяк боком в направлении нежелательного движения, тем самым резко увеличив трение о воду. Такое торможение возможно при своевременном использовании крена, в противном случае возможен переворот вверх дном/оверкиль.
Переворот или «оверкиль»
Причин для переворота/оверкиля на каяке/байдарке множество:
- Потеря равновесия в движении и при торможении, отсутствие опоры веслом
- Не правильное распределение массы по бортам
- Неправильная посадка высадка из каяка/байдарки
- Наезд на препятствие каряга/камень и т.д.
- Сильные волны и ветер.
Переворот/оверкиль не приятная иногда даже опасная ситуация в большинстве случаев для новичков требующая выхода на берег или сторонней помощи. Но для тех, кто использует правильную экипировку, не ленится носить спасжилет, сплавляется в составе группы опытных единомышленников явление оверкиля перестает быть непреодолимым.
Тем более, что переворот/оверкиль это вовсе не обязательно выход (отстрел) из перевернутого каяка. Есть набор специальных гребков и движений которые позволяют каякеру из положения оверкиль встать в нормальное положение, эти движения называют «эскимосский переворот»/встать на ровный киль.
Данный способ не достаточно изучать в теории. Эскимосский переворот требует изучения и тренировки. Данное упражнение становится доступно тем, кого уже трудно назвать новичком. Как кататься на каяке и что делать при оверкиле, если не знаешь эскимосский переворот, рассказывает инструктор перед сплавом. Если сплав проходит на реке, где есть возможность доплыть до берега – то рекомендуется дотолкать каяк к берегу, слить воду и продолжить сплав.
Техника гребли на двухместных и трехместных байдарках
Попробовать греблю на байдарке и каяке в наше время, довольно просто используя доступную сферу прокатов каяков, спортивных клубов и секций. Конечно, посещать данные мероприятия веселее и интереснее с другом, подругой или компанией. Стоит добавить, что байдарки и каяки бывают не только одноместными, но и многоместными. Катание на двухместных и трехместных байдарках по своему интересно и удобно (общение, взаимопомощь, можно взять больше вещей).
Катание на 2-х или 3-х местной байдарке имеют свои нюансы с точки зрения гребли и управления лодкой:
- Все кто есть в байдарке плывут туда куда их направит тот кто сидит ближе к корме или максимально далеко от носа байдарки. Этот уникальный член экипажа не только гребет, но совершает рулевые гребки, используя весло как руль, и подсказывает остальным, «вперед» или «назад» в данный момент им грести.
- Те же, кто не заняты рулением просто синхронно слева и справа совершают гребки вперед либо назад в зависимости от ситуации в соответствии с подсказками рулевого.
- Часто в многоместной байдарке нос стараются разгрузить, вес сконцентрировать ближе к центру или корме. Данный важный аспект увеличивает управляемость многоместной байдарки/каяка.
Многоместная байдарка идеальный выбор для семей с детьми, каяк-тандем отлично подойдет влюбленным парам. Такой формат позволяет отдыхать во время движения, много общаться и быть ближе.
Катание на байдарке и каяке отличный способ активно отдохнуть на природе, переключится, пообщаться и улучшить самочувствие. Это так только, при условии, что все происходит максимально безопасно.
Несколько слов о безопасности на сплаве
Итак, вы узнали, как правильно грести на каяке и пришло время подумать об аспектах безопасности на сплаве.
О безопасности в каякинге необходимо помнить, думать и внимательно слушать инструктаж перед выходом на воду.
Основные рекомендации для безопасного катания на каяке:
- Выбирайте хорошую погоду, надежную и адекватную себе компанию (и желательно опытного инструктора).
- Одевайтесь удобно по погоде, с учетом возможности полностью намокнуть и сгореть на солнце (о том, что одеть смотрите статью «что взять и что одеть на сплав?»).
- Не снимайте спасательный жилет во время сплава!
- Освободите шею от украшений и шнурков.
- Катайтесь в позитивном настроении, хорошем самочувствии и адекватном состоянии!
Занимайтесь греблей на каяках чаще в свое удовольствие с пользой для здоровья!